Рафиг Велиев, руководитель департамента маркетинга сети магазинов парфюмерии и косметики, 28 лет
Первое образование получил в Азербайджане. Окончил Азербайджанский государственный экономический университет по специальности Маркетинг. После армии поступил в Анатолийский университет и получил диплом специалиста по связям с общественностью.
Наши ВУЗы не дают качественного образования в области маркетинга. Не думаю, что проучившись в одном из азербайджанских учебных заведений и получив диплом маркетолога, вы сможете полностью соответствовать ожиданиям той или иной компании-работодателя.
Карьеру начал в качестве аналитического журналиста. В различных журналах и веб-сайтах вышло более ста моих аналитических статей.
Из ста человек, претендовавших на должность менеджера по маркетингу, утвердили мою кандидатуру. На третьем курсе устроился работать в Nurgun Holding. Представьте себе студента, которому говорят, что у него в подчинении 26 человек, причем некоторые из них по возрасту годились мне в дедушки. Конечно, первое время были трудности, но уже через месяц я адаптировался.
На новой работе мне пришлось все начать с нуля. После армии я попал в департамент маркетинга сети магазинов парфюмерии и косметики IDEAL. На тот момент я был единственным работником в этой структуре. Мне пришлось с нуля все создавать, набирать людей. Сейчас наш департамент имеет 5 подразделений, в которых трудится больше 20 человек.
Ни у кого нет точной информации о местном рынке парфюмерии и косметикии распределении доли его участников. Статистические данные не вызывают доверия.
Недавно прочитал, что ежемесячный доход на рынке парфюмерии и косметики в Азербайджане равен $20 млн. В среднем в нашей стране один человек ежегодно тратит минимум 600 AZN на покупку подобных товаров. В этом плане мы опережаем СНГ и некоторые европейские страны.
Многие до сих пор думают, что у нас в стране нет оригинальной парфюмерии и косметики или же она есть, но в малом количестве. Конечно, этому есть и объективные причины. Одна из них то, что на рынок нелегальным путем попадают товары сомнительного происхождения. В основном они производятся в Китае, Турции и Дубае.
Голограмма не дает гарантию того, что товар не фальсифицирован. Она лишь указывает на место, где он был приобретен. Если же у вас нет доказательств того, где был куплен некачественный товар, то вы не сможете пожаловаться на нерадивого продавца.
Азербайджанские покупатели не любят жаловаться. Если бы каждый, кто сталкивается с несправедливостью в отношении себя, обращался в соответствующие государственные структуры, то ситуация была бы иной.
У нас в стране нет официальных интернет магазинов, продающих косметику и парфюмерию. Есть три-четыре онлайнмагазина, но они действуют не официально и продаваемые ими товары не являются оригинальными.
В ближайшее время магазины парфюмерии и косметики «переместятся» в торговые центры. Сейчас люди очень ценят свое время и, чтобы не терять его, они готовы тратить деньги.
95% местных компаний работает, руководствуясь логикой продавца. Они думают: клиент у меня попросил определенный товар, я ему продал и на этом моя работа закончилась. А это неправильно. Если вы хотите выстроить долгосрочные отношения с покупателем, то нужно уметь понять его потребности.
Работник – это капитал, на него нельзя смотреть как на расход. Надо постоянно развивать своих сотрудников, отправлять их на различные курсы, тренинги. Но, на мой взгляд, самый эффективный способ – это возложить на человека обязанности и дать ему право на ошибку. Когда человек совершает ошибку, он больше учится.
Работа должна зависеть от системы, а не от человека. В Азербайджане в 90% случаев ситуация прямо противоположная. Если, например, менеджер не пришел на работу, то его работники опаздывают, не приходят на работу, сачкуют.
В большинстве случаев топ-менеджеры неправильно понимают суть своей позиции. Человек на такой должности не должен все время стремиться искать ошибки в работе своих подчиненных. Он должен выстраивать стратегию развития компании, а не сидеть и выслеживать, кто когда пришел, на сколько минут опоздал и какие ошибки сделал в процессе работы.
Раньше у меня были исключительно деловые отношения с подчиненными. Однако с течением времени, когда в моей команде набралось больше 20 человек, я понял, что это неправильно. Бывают ситуации, когда человеку нужно остаться после работы, или же даешь ему задание, которое не имеет отношения к его должностным обязанностям. Если у вас не будет дружеских отношений, он выполнит ваше поручение не от души, а по долгу службы.
В бизнесе важен не столько возраст, сколько опыт. Есть молодые топ-менеджеры, которые намного лучше чувствуют рынок и знают свою работу, нежели их старшие коллеги.
Работник и компания должны развиваться и расти параллельно. Если компания растет, а ее работник нет, это очень плохо. Я очень люблю свою работу и вижу свой рост вместе с ростом компании.